1 июня 2021

Источник: Эксперт | РА

Игорь Юрьевич Родюшкин, директор МКК «Арифметика»: «Консолидация на рынке будет усиливаться и число микрофинансовых институтов продолжит сокращаться»

- Каковы долгосрочные последствия COVID-19 для микрофинансового рынка в ваших операционных сегментах? Насколько сильно бизнес МФО зависит от макроэкономических условий и моделей потребительского поведения? Усилится ли конкуренция с банками и ломбардами?

- COVID-19 подтолкнул МФО, с одной стороны, к быстрому развитию новых сервисов для клиентов (онлайн-кредитование и дополнительные услуги в рамках договоров займа, такие как кредитные каникулы, реструктуризация долга и т. д.), с другой – к более осознанному подходу к управлению рисками. На наш взгляд, доля онлайн-кредитования на рынке увеличится в ближайшие несколько лет, при этом доля отказов по заявкам, если и снизится, то несущественно, и уже не вернется к допандемийному уровню.

Рынок МФО зависит от экономической ситуации в стране, которая напрямую влияет на риск-профиль заемщиков. При этом рынок МФО пострадал меньше, чем рынок банковского кредитования, поскольку многие заемщики из-за допуска просрочки в период пандемии потеряли возможность пользоваться банковским финансированием, а более высокие надбавки за риск у банков уже не позволят выдавать таким заемщикам кредиты. Таким образом, мы не ожидаем усиления конкуренции с банками. Что касается ломбардов, угрозы для рынка МФО не видим, поскольку МФО предлагают более конкурентоспособные условия в части сумм, сроков, ставок и отсутствия залогов.

- Почти все анкетируемые МФО отмечают, что пандемия ускоряет переход в онлайн. Есть ли в этих условиях перспективы у бизнес-моделей офлайн-МФО? Насколько эффективной может быть гибридная модель?

- По нашему мнению, гибридная бизнес-модель – самая жизнеспособная в перспективе. Да, пандемия ускорила развитие онлайн-сегмента, однако нельзя не учитывать портрета клиента МФО. Многие заемщики при наличии выбора предпочитают офлайн-оформление и получение средств наличными, особенно это характерно для регионов России и небольших населенных пунктов, где безналичные платежи и банковские карты не так популярны. Кроме того, большая доля среди клиентов МФО – это пенсионеры, для которых онлайн-оформление договора может представлять трудности, а финансовый консультант вызывает больше доверия, чем сайт.

- В каком направлении возможна диверсификация бизнеса МФО и трансформация финтех-компаний?

- Мы отмечаем, что многие компании пробуют новые направления бизнеса, например, «длинное» кредитование, кредитование МСП, кредитование под залог и др. Диверсификация будет определять развитие рынка в ближайшей перспективе: лидеры расширяют свои портфели за счет выхода в новые для себя сегменты кредитования. Также считаем, что в перспективе рынок МФО будет более уверенно конкурировать с банками в сфере товарного кредитования, в т. ч. за счет дальнейшего развития ИТ-инфраструктуры, внедрения новых технологий и повышения качества предоставляемых услуг.

- Какие тенденции вы наблюдаете в целом в сегменте микрозаймов ФЛ? Некоторые игроки рынка отмечают рост качества клиентской базы и финансовой грамотности медианного клиента МФО в 2020 году. Характерна ли данная тенденция для вашего сегмента? С чем это может быть связано?

- В целом мы не наблюдаем сильного роста качества портфелей МФО, при этом лидеры рынка действительно проводят последовательную политику по оценке рисков и скорингу. Тот рост качества клиентской базы, что отмечают некоторые компании, по нашему мнению, следствие ужесточения скоринговой политики, проводимой МФО с апреля 2020 года. Фактически выросло качество не заемщиков, а скоринговых моделей компаний.

- После пандемии вырос спрос на качественных заемщиков, что повысило стоимость их привлечения и конкуренцию между МФО. Как ваша компания планирует увеличивать долю рынка без ухудшения качества выдаваемых микрозаймов в текущей стагнации реальных располагаемых доходов населения?

- Мы планируем увеличивать портфель как за счет работы с текущей клиентской базой (маркетинговые акции для постоянных клиентов, новые продукты), так и за счет выхода в другие сегменты (развитие онлайн-займов). При этом показатель стоимости риска для нас является одним из ключевых в деятельности. При запуске новых направлений стоимость риска растет, это естественный процесс, но мы планируем постепенный выход на новые рынки, чтобы адаптировать наши скоринговые модели.

- Есть ли будущее у апсейла комиссионных продуктов МФО на фоне борьбы Банка России с недобросовестными практиками в виде навязанных страховок и мисселинга? Способствовала ли пандемия отказу от модели навязанных страховок и других дополнительных продуктов?

- Не только у МФО, но и у банков комиссионные доходы от кросс-сейла занимают значительную долю прибыли. Кросс-сейл дополнительных продуктов позволяет финансовым организациям повышать прибыль и компенсирует потери в случае дефолта заемщика, поэтому, на наш взгляд, добровольного отказа от продажи комиссионных продуктов не будет. При этом в перспективе снизится доля комиссионного дохода организаций и мисселинга, на что повлияют два основных фактора: проводимая ЦБ политика по борьбе с недобросовестными практиками в этой области и повышение финансовой грамотности заемщиков.

- Ожидаете ли каких-либо ужесточений в регулировании вашего сегмента? Видите ли вы будущее у монопродуктовых бизнес-моделей МФО? Каким вы видите рынок МФО через три – пять лет?

- Наша компания работает в сегменте Installments, поэтому существенного ужесточения его регулирования (как, например, сегмента PDL) мы не предвидим. Что касается монопродуктовых МФО, на наш взгляд, такая бизнес-модель нежизнеспособна в долгосрочной перспективе, поскольку не позволит компании органично развиваться в конкурентном поле и диверсифицировать риски своей деятельности. Уже сейчас мы наблюдаем трансформацию бизнес-модели крупных игроков от монопродуктовой к комбинированной.  

Относительно развития рынка: продолжится курс на технологизацию компаний, внедрение дистанционных сервисов, а также рост внимания МФО к управлению рисками и скорингу. При этом, на наш взгляд, консолидация на рынке будет усиливаться и число микрофинансовых институтов продолжит сокращаться.

- Микрофинансовое сообщество периодически ведет дискуссии о необходимости изменения действующей нормативной базы. Какие нововведения в регулировании необходимы рынку на данном этапе?

- На данном этапе развития микрофинансового бизнеса мы считаем, что необходимо уделять внимание совершенствованию нормативной базы.


ENG